Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования МДОУ №19 «Росинка» Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована образовательная программа дошкольного образования МДОУ №19 «Росинка» (далее Программа) является нормативно управленческим документом и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей обучающихся из запросов родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: ‒ рабочая программа воспитания, ‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО, ‒ календарный план воспитательной работы. Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте 2 м-7 (8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому; достижение воспитанниками готовности к школе. Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: -первая группа младшего возраста до от 2 до 3 лет; -дошкольный возраст (от 3 лет до 8 лет: младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). Режим работы ДОУ представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно - образовательная работа; с июня по август – летняя оздоровительная работа. Пятидневная рабочая неделя с 12часовым пребыванием детей с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни. Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики. В ДОУ функционируют следующие возрастные группы: • для детей от 2 до 3 лет (первая младшая группа); • для детей от 3 до 4 лет (вторая младшая группа); • для детей от 4 до 5 лет (средняя группа); • для детей от 5 до 6 лет (старшая группа); • для детей от 6 до 8 лет (подготовительная группа). Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОУ №19 «Росинка». Общий состав групп: 13. Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском. ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ. Срок реализации образовательной программы: 5 лет. Используемые Программы Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей 2 - 7 лет вплоть до прекращения образовательных отношений. Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Цель реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций». Реализация Программы направлена на: -создание ПДР (пространство детской реализации) -поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка; - создание условий для самореализации ребенка; -создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; - ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: - обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий; - охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Все части Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа реализуется в течение пяти лет пребывания детей в ДОО. Программа может корректироваться в связи с изменениями: - нормативно-правовой базы ДОО, - образовательного запроса родителей, - видовой структуры групп, - выходом основных образовательных программ. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников