Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды логопедического кабинета и групп компенсирующей направленности с учетом особенностей и коррекции недостатков речевого развития – необходимое условие качественной коррекционной работы в ДОУ. Правильно организованная предметнопространственная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую эмоциональную сферы личности дошкольника и должна быть, в контексте с ФГОС, содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для пополнения и оснащения логопедического кабинета имеется «Паспорт логопедического кабинета» (см. Приложение №5) По целенаправленному оснащению групповых помещений и логопедических кабинетов можно выделить несколько рабочих зон, которые обеспечены специальным оборудованием: 1. Зона речевого развития располагает индивидуальными и настенными зеркалами с лампами дополнительного освещения; комплектами одноразовых шпателей для постановки звуков; наборами игрушек и комплектами предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики; дыхательными тренажерами, игрушками, пособиями для развития дыхания; картотеками материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков. Зона по развитию связной речи содержит рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме; наборы игрушек для инсценировок сказок. 2. В зоне познавательного развития собраны пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия и т.д.). 3. Зона сенсорного развития оснащена звучащими игрушками-заместителями; занимательными игрушками для развития тактильных ощущений; волшебным мешочком с мелкими деревянными игрушками, пластиковыми фигурками животных; мелкими муляжами фруктов и овощей. 4. Зона моторного и конструктивного развития оснащена крупными плоскостными изображениями предметов и объектов для обводки по лексическим темам, пальчиковые бассейны с различными наполнителями; пирамидки деревянные, пластиковые разных цветов; массажные мячики разных цветов; игрушки-шнуровки; игрушки-застежки; крупные предметы (бусины) и разноцветные шнуры для их нанизывания; занимательные игрушки из прищепок. 5. Зона по подготовке к освоению грамоты оборудована многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой; картинками – “Характеристика звука”; раздаточными материалами по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза; сигнальными карточками; звуковыми и буквенными линейками; настольно – печатными дидактическими играми для закрепления умений и навыков у детей; папками с картинными материалами. 6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы: - справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; - материалы по обследованию речи детей; - методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами); - занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, мозаики, игрушки); - оборудование, способствующее формированию речевого дыхания; - оборудование, способствующее развитию мелкой моторики; 7. Зона ТСО (технических средств обучения). Имеются презентации для работы с детьми: «Обследование речи детей 5-8 лет», «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», презентации по автоматизации и дифференциации всех групп звуков, презентации по коррекции слоговой структуры слова, презентации с лексико-грамматическими играми, играми по развитию высших психических функций. 8. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах «Это интересно», “Советы логопеда” и информация педагога-психолога «Спрашивали? Отвечаем…», которые содержат сведения о проводимой коррекционно-оздоровительной работе, популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, возрастных особенностях развития ребенка. - 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР используется комплект методической литературы, дидактические материалы. С целью комплексного воздействия на все анализаторные системы ребенка используются интерактивные формы работы, в том числе с использованием технических средств (компьютер, чудо-песочница). Методическое сопровождение образовательной программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Методические пособия «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями», Т.В. Кабанова, О.В.Домнина. Программно-дидактический комплект «Речевое развитие в детском саду». Вершинина Е.А., Гризик Т.И., Федосова И.Е. под редакцией И.Е.Федосовой, 2018. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Т. Ткаченко, 2014. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий». О,С Гомзяк, 2016. «Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы», О. Гомзяк, 2016. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок», А. Гуськова, 2012. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.Коноваленко, С. Коноваленко, 2012 г. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», Н.В.Нищева, 2015. Учебно-методические пособия для детей Е. Азова, О. Чернова.2010 г. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки С, Сь. 2. 3. 4. 5. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки З, Зь, Ц. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ш, Ж. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Ч, Щ. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Л, Ль. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки Р, Рь. Домашняя логопедическая тетрадь. Дифференциация с-ш, з-ж, с-ч, ч-ц, щ-сь. Артикуляционная гимнастика для девочек. И.Волошина, 2014. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. И.Волошина, 2015. Альбомы по коррекции звукопроизношения у детей: Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Л.Комарова, 2011 г. Логопедические домашние задания для детей с ОНР, 4 альбома. Н. Теремкова, 2017 г. Методическая литература В. Волина Занимательное азбуковедение. В. Волина Л. Волкова Г. Волкова Праздник Букваря. Логопедия. Методика психологологопедического обследования детей с нарушениями речи. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания. Преодоление ОНР у дошкольников. 50 уроков для подготовки руки к письму. Устранение заикания у дошкольников в игре. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. Графические диктанты. 5-7 лет. Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Сам себе логопед. Т. Волкова Т. Волосовец Т.Воробьева, Т.Гузенко И. Выгодская Е. Пеллингер Л. Гадасина, О.Ивановская В. Голубь Т.Гризик, Т.Ерофеева Н. Жукова, Е. Мастюкова Р. Залмаева С. Иваненко Н. Ильякова Составитель: В. Йощенко Воспитание восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ. Просвещение Москва Аст – Пресс Владос, Москва Детство – Пресс С – Петербург 2019 Донецк: ООО ПКС БАО Сфера Москва Литера С - Петербург Просвещение Москва Детство – Пресс С – Петербург Вако Москва Просвещение Москва Просвещение Москва Светлячок С - Петербург Просвещение Москва 2016 Гном и Д 2016 Аркти, Москва 2019 2019 2015 2011 2017 2012 2019 2019 2017 2013 2013 2014 2013 Н. Клюева, Ю.Касаткина С Коноваленко Учим детей общению. В.Коноваленко, С. Коноваленко Е. Косинова Развитие познавательной деятельности детей 6-9 лет. Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц. Уроки логопеда: игровые тесты. О. Крупенчук Научите меня говорить правильно. И.Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение. Л.Лылова Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Правильно ли говорит ваш ребенок? А. Максаков Т. Матросова Н. Нищева Н. Нищева Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1-2 Веселая мимическая гимнастика. Е.Пожиленко З.Репина, В.Буйко РГПУ им. Герцена В.Руденко Волшебный мир звуков и слов Уроки логопедии А.Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы. Сто логопедических игр. Н. Свободина И. Скворцова И. Сухин Л. Тихомирова Л. Тихомирова Т. Ткаченко Т. Ткаченко Т. Ткаченко Диагностика речи у детей и организация логопедической работы Логопедия. Практическое пособие. Веселые скороговорки для непослушных звуков. Формирования и развития интеллектуальных способностей ребенка. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. В первый класс – без дефектов речи. Развитие фонематического восприятия. Логопедическое лото в картинках. Академия развития Ярославль Гном - Пресс Москва Гном - Пресс Москва Эксмо Москва Литера С-Петербург Дельта С – Петербург Воронеж 2013 Просвещение Москва Сфера Москва 2015 Детство – Пресс С – Петербург 2016 Детство – Пресс С – Петербург Владос, Москва Литур Екатеринбург Детство – Пресс С – Петербург Феникс Ростов – на – Дону» Волгоград 2013 Сфера Москва Опма – Пресс Москва Академия развития Ярославль Айрис – Пресс Москва 2018 Академия развития Ярославль Детство – Пресс С – Петербург Гном. И Д Москва Эксмо Москва 2013 2015 2013 2011 2011 2013 2012 2015 2013 1999 2012 2015 2011 2015 2015 2010 2016 2015 2019 Л. Успенская, М. Успенский Т.Филичева, Г.Чиркина М. Фомичева Т. Фотекова, Т. Ахутина Е. Шевцова Г.Юдин А.Ястребова, О.Лазаренко Учитесь правильно говорить. Просвещение 2013 Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Диагностика речевых нарушений. Айрис – Пресс Москва Просвещение Москва Айрис – Пресс Москва Секачев Москва Росмэн, Москва Аркти Москва 2014 Артикуляционный массаж при заикании. Букварёнок. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. 2013 2017 2012 2013 2015