Краткая презентация Программы Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ОВЗ (ТНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №19 «Росинка» города Саянска (далее Программа) разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами. Данная Программа адаптирована для обучения детей дошкольного возраста 4-7(8) лет с тяжелыми нарушениями речи - общим недоразвитием речи I, II, III, IV уровня речевого развития. Обязательная часть Программы разработана с учётом «Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022) Учебно-методический комплект для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019 г. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Цель Программы – построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и создание развивающей предметно-пространственной среды обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Реализация Программы решает следующие задачи: - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования; - охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; - формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития. Программа охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей стяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья. Программа предусматривает взаимодействие всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников с ТНР. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. В программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников. Так как родители являются полноправными участниками образовательного процесса, они должны иметь всю информацию о том, какое педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем - логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Неотъемлемой частью Программы является Рабочая программа воспитания для дошкольных образовательных организаций, назначение которой состоит в решении проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими людьми. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Организация специализированной помощи. В детском саду работает ППк. Ведётся работа по оказанию психологопедагогической, социальной помощи детям с ТНР, испытывающим трудности индивидуального развития и социальной адаптации, на основании статьи 42 ФЗ «Об образовании РФ». Оказываемая психолого-педагогическая и социальная помощь включает в себя психолого-педагогическое консультирование воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). В Организационном разделе Программы представлены: - Материально- технические и кадровые условия реализации Программы. - Режим дня в группах компенсирующей направленности. - Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. - Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.