Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современное
российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование
для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей Создания специальных
условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) равного доступа к качественному образованию в образовательных
организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с
учетом особенностей их психофизического развития.
Реализация прав
детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Доступная
(безбарьерная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей,
возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми
потребностями вести независимый образ жизни.
Статья 79, п. 3.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому
ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким
образом, чтобы дети с ОВЗ и дети инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном
учреждении созданы условия для функционирования 2групп компенсирующей
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стяжёлыми
нарушениями речи (ТНР). Дети с тяжёлыми нарушениями речи относятся к категории
детей с ограниченными особенностями здоровья (ОВЗ).
Специально оборудованныекабинеты
- созданы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)
В
учреждении функционирует 2 группы для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) компенсирующей направленности для детей с
тяжелым нарушением речи (с 5 до 6 лет, с 6 до 8 лет). Оборудованы 2
логопедических кабинета для проведения подгрупповых и индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий с детьмии проведения консультаций для
родителей.
Кабинеты
учителей-логопедов оснащены: детскими столами стульями для занятий, зеркалом
для занятий с детьми по коррекции звукопроизношений с подсветкой, дидактическими
играми и лексико-грамматическими материалами для развития и
коррекции речи, мелкой моторики рук, познавательных процессов; песочный
стол с подсветкой; ноутбуками.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья –созданы частично для детей с ограниченными
возможностями здоровья (с ТНР)
Книжные уголкис
мини-библиотеками созданы в каждой группе общеразвивающей, оздоровительной и
компенсирующей направленности для детей с ограниченными особенностями здоровья
с тяжёлыми нарушениями речи. Литература книжных уголков групп соответствует
возрастным особенностям детей ивключает в себя: художественную
литературу, энциклопедии, журналы с кроссвордами и ребусами, рукотворные книги
- «книжки-малышки».
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья - созданы для детей с ограниченными возможностями
здоровья (с ТНР)
Физкультурный
зал для организации занятий, физкультурно-оздоровительной работы, утренней
гимнастики, спортивных праздников и развлечений оснащен: лестницами,
скамейками, баскетбольным щитом, мишенями, мячами разного размера, скакалками,
обручами, дугами для подрезания, балансирами, оборудованием для спортивных
игр, тренажёрами.
Спортивная
площадка, оборудованная для организации занятий, двигательной
деятельности, подвижных игр, спортивных мероприятий с детьми на улице:
беговой дорожкой, лестницами для лазания, скамейками для развития равновесия,
кольцом для игр с мячом, мягким и твердым покрытием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны в паспортах групп и кабинетов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные
особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других
приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для
закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для
туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в
образовательной организации отсутствуют.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход»,
видеонаблюдением. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью доступ в здание образовательной
организации, к кабинетам администрации, кабинету логопеда, психолога, туалету
будет обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МДОУ
создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Специальные условия питания
Питание
воспитанников осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Порядок организации питания
регламентирует Положение об организации питания в МДОУ. Питание организуется в
соответствии с основным (организованным) меню, которое составляется отдельно
для детей раннего, дошкольного возраста и для детей группы оздоровительной
направленности с туберкулёзной интоксикацией.
В целях обеспечения питания детей с пищевой аллергией, сахарным диабетом,
подтвержденных справкой врача с указанием конкретных продуктов, запрещенных
ребенку, производится замена этих продуктов в соответствии с таблицей замены
продуктов по белкам и углеводам.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское
обслуживание детей осуществляется на основание договора с ОГБУЗ «Саянская
городская больница». Оказание медицинских услуг осуществляет врач - педиатр и
медицинская сестра ОГБУЗ «Саянская городская больница». Медицинский блок
оснащен кабинетом медицинской сестры, процедурным кабинетом, в котором
находятся оборудование и медикаменты для оказания доврачебной помощи.
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется индивидуально по
рекомендациям врачей и в соответствии с законодательством.
В ДОУ с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
проведение профилактических осмотров детей и
проведение профилактических прививок;
мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
осуществление систематического контроля за
физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
осуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий,
распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием.
осуществление контроля за выполнением
санитарных норм и правил.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на
физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию
отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ с целью создания оптимальных условий
обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством
психолого-педагогического сопровождения.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное
учреждение оснащено 9 стационарными компьютерами, которые имеют локальную сеть
и выход в «Интернет», из них 4 компьютера находятся в пользовании
административного блока, 5 компьютеров используются в образовательной
деятельности педагогов: учителя-логопеда, музыкальных руководителей,
педагога-психолога, воспитателя по математике, воспитателя по развитию речи.
Обучающиеся с помощью педагогов имеют возможность использовать технические и
сетевые ресурсы в образовательных целях. Для этого оборудованы интерактивными
комплексами с выходом в интернет два кабинета: центр
познавательно-исследовательской деятельности и речевой центр. Центр
познавательно-исследовательской деятельности также оснащен 5 планшетами для
занятий робототехникой. В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
имеется интерактивный сенсорный стол с программой для проведения логопедической
работы.